RSS

Научный диспут «Библионочи-2015»

27.04.2015
23 апреля, в преддверии всероссийского фестиваля «Библионочь-2015», в КЦ ЗИЛ прошел научный диспут авторов современного нон-фикшн на тему «Следы античности в современной культуре».

В беседе приняли участие три популярных автора, которых занимает эпоха поздней античности: историк медицины, профессор Первого МГМУ им.И.М.Сеченова Дмитрий Балалыкин, филолог-славист, переводчик, к.ф.н. Виктор Сонькин, доцент кафедры практической философии НИУ ВШЭ, к.ю.н. Александр Павлов.

Модератором дискуссии стал научный сотрудник философского факультета МГУ, ведущий передачи «Философский клуб» на радиостанции РСН, Александр Ветушинский.

Дмитрий Балалыкин поведал о своей монографии-переводе римского философа античности, врача римских императоров и гладиаторов «Гален; врач и философ».

Согласно теории Дмитрия Балалыкина, рождение науки, в ее современном понимании, неразрывно связано с эпохой поздней античности и развитием монотеизма. Вопреки обыденному представлению, религия (как в прошлом, так и сейчас) не препятствует научным открытиям, а, напротив, способствует им. В качестве примера, подтверждающего эту теорию, он использует мировоззрение и научные открытия Галена.

Оппоненты Балалыкина поинтересовались, что в таком случае он может сказать об идеях Аристотеля и Дарвина. На это ученый ответил, что концепция великого античного философа, как и его учителя Платона, уже носит в себе идею упорядоченного универсума, функционирующего по принципу телеологии (целесообразности).

Теорию Дарвина Балалыкин не считает научной в полном значении этого слова. Он обратил внимание, что современная теория эволюции имеет мало общего с дарвинизмом ХIХ века, а сам принцип развития природы по пути усовершенствования, был предложен еще Анаксагором.

Следующим спикером был Виктор Сонькин, автор книги «Здесь был Рим», получившей премию «Просветитель». В живой, увлекательной манере автор представил путеводитель по Древнему Риму, рассказав не о Колизее и Пантеоне, а о менее известных артефактах. Таким образом, читатели и слушатели Сонькина узнали и о людях, живших в древнем городе, и анекдоты из прошлого, которые интересным образом ложатся на современную действительность.
В качестве примера он привел историю о том, как неосторожно сказанная шутка могла стоить политической карьеры. Римский патриций Сципион хотел приобрести популярность у простого народа – пожав руку крестьянину, он обратил внимание на мозолистые руки, спросив, не ходит ли тот на них. Шутка простому народу не понравилась, и это стоило Сципиону его желанной должности.

Другой пример – закон против роскоши. В свое время в Риме был издан указ, запрещающий употреблять в пищу импортную птицу, также запрещались зарубежные ткани, в частности китайский шелк. Говорят, что император Тиберий однажды сказал, что те женщины, которые покупают дорогие украшения в тяжелые годы, в сущности, совершают государственную измену.

Завершал встречу рассказ Александра Павлова в защиту проигранных дел: почему плохое кино такое хорошее? В своей книге «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа» Павлов обращает внимание на низкие жанры в искусстве, которым со времен античности не уделялось должного внимания.

Еще Платон в диалоге «Государство» вводит распределение видов искусств. Так, визуальное искусство хуже поэзии, ведь это «копия копии». А комедия намного ниже трагедии, первое могут смотреть женщины, второе – ученые мужи.

И до настоящего времени «низкие комедии» остаются вне области профессионального исследования: они относятся к области визуального искусства и принадлежат к низкому жанру. Более того, представителям интеллектуального сообщества порой стыдно признаться себе и окружающим, что им нравится этот низкий жанр.

В завершение вечера ученые обсудили, насколько популярны античные образы в современной поп-культуре. Как выяснилось, следы античности встречаются повсюду и в наши дни. Так, совсем недавно в Москве проходила выставка-подражание античному мифу «12 подвигов Путина», а известная немецкая газета в разгар греческого кризиса на обложке изобразила Венеру Милосскую, выражающую свое отношение к происходящему.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати