Музей народной графики (филиал Музея наивного искусства) представляет выставку лубочных картинок на военную тему, приуроченную к 70-летию юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Тему войны в лубочных картинках можно наблюдать в течении всей истории этого жанра - в Библии В. Кореня она была обозначена листами «Падение Вавилона», «Апокалипсис», «Ополчение Христа на Антихриста. С расширением тематики лубка, она становилась не только религиозной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Вместе с тем, лубочные картинки рассказывали и о военных кампаниях того времени.
Лубок становится средством воспитания патриотизма и просвещения, наглядно демонстрируя доблесть славянских воинов, мужество и талант прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года. Знаменитые «теребеневские листы», получившие большое распространение и за пределами России, не утратили своего значения и для нашего времени.
Переход к изготовлению профессионального лубка в творчестве художников, способствовали ряд издательств: издание литографии Товарищества И.Д. Сытина, в том числе и просуществовавшее всего несколько месяцев, издательство «Сегодняшний лубок». За период 1904-1916 г.г. военная тематика листов в творчестве ряда художников представляла собой информационно-пропагандис
Революционные события начала XX века привели к созданию нового вида лубка – агитационного. Сперва это были агитлубки, лубочные плакаты, плакаты гражданской войны.
Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Одной из его форм стали «ОКНА ТАСС», а затем «Агитплакат», сыгравшие немалую роль в сплочении патриотических сил народа в послевоенном становлении страны.
На выставке «Война и лубок» представлены произведения современного лубка, созданные художниками товарищества – «Мастерская народной графики», которое образовалось в 1982 году в Москве. Работы современных художников объединяет стилистика современного лубка. Традиции и преемственность дают особую силу новым произведениям.